Огласительные беседы с протоиереем Андреем Каневым
X Закрыть меню
МЕНЮ
Церковная лавка

Огласительные беседы с протоиереем Андреем Каневым

Содержание

Беседа 1. О крещении. 

Беседа 2. Истина и религия.

Беседа 3. Истина и религия (продолжение).

Беседа 4. Вера и религия.

Беседа 5. Вера и религия (продолжение).

Беседа 6. Сотворение мира.

Беседа 7. Сотворение мира (продолжение).

Беседа 8. Сотворение человека.

Беседа 9. Адам в раю.

Беседа 10. Заповеди Рая.

Беседа 11. Образ и подобие.

Беседа 12. О свойствах Божиих.

Беседа 13. О свойствах Божиих (продолжение).

Беседа 14. Как появилось зло.

Беседа 15. Грехопадение в раю.

Беседа 16. Суд Божий над Адамом.

Беседа 17. Плоды грехопадения.

Беседа 18. Плоды грехопадения (продолжение).

Беседа 19. Предвечный совет.

Беседа 20. О Святой Троице.

Беседа 21. План спасения.

Беседа 22. Пресвятая Богородица.

Беседа 23. О Спасителе.

Беседа 24. Церковь.

Беседа 25. О границах Церкви.

Беседа 26. Загробная жизнь.

Беседа 27. Страшный суд.

Беседа 28. Работа над ошибками: о некрещенных младенцах.

 

Беседа 1. О крещении

8 мая 2020 г.

Смотреть видео.

Слушать аудио.

 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем передачу «Страсти и борьба с ними». У нас изменился интерьер передачи. С чем это связано? Уже год я вам обещаю, что мы будем изучать основы веры. Почему нужно изучать основы веры? Потому, что с этого должна начинаться борьба со страстями, чтобы мы выправили понятия о вере, если они у нас кривые, или узнали их, а если у нас все правильно, то проверили себя. Мне захотелось снимать передачу по-другому, потому что у нас есть такие вопросы, которые требуют наглядности. Может быть, так будет немного живее и интереснее.

О чем мы сегодня будем говорить? Сегодня беседа о крещении. Я буду проходить с вами темы огласительных бесед, которые мы проводим на приходе. Понятно, что огласительные беседы рассчитаны в первую очередь на людей некрещеных. Беседа о крещении важна для постановки цели: для чего мы собираемся здесь, к какой жизни готовимся?

Мой опыт приходской работы показывает, что большинство людей, крещенных в 90-е и 2000-е годы, не знают элементарных вещей (да и сейчас идет такой процесс, когда крестятся, а мы, священники, к сожалению, крестим и не учим народ). А эти вещи очень важны. В своей практике я индивидуально занимаюсь с людьми, обязательно эту тему прохожу и рисую табличку. Поэтому сегодня я сижу не за столом, а стою у доски.

Итак, приступим к теме: для чего нужно крещение? Тема важная и серьезная. К сожалению, даже в доступной, популярной литературе можно найти разночтения по этому вопросу: якобы можно спастись, не крестясь, и необязательно крестить младенцев. Совершенно ложное представление. Мол, главное – быть хорошим, добрым. Крещение даже некоторыми современными христианами воспринимается как нечто необязательное. В этой установочной беседе мне бы хотелось поговорить с вами о том, чем крещеный человек отличается от некрещеного, что происходит с человеком во время крещения и что мы с вами, члены Православной Церкви, получили как дар во время крещения?

Я приготовил вам две картинки, на которых два человека, но над одним «ноль» – это некрещеный человек, над другим «крестик» – это крещеный человек.

 

 

Внешне крещеного человека от некрещеного не отличить. Но в чем существенная разница между состоянием крещеного и некрещеного человека? Открывая Библию, мы читаем, что Господь создает Адама совершенным, безгрешным. Но происходит великая трагедия, когда Адам предает Бога (об этом мы поговорим в следующих беседах). В Адаме совершается страшное искажение.

Господь сотворил его по образу и подобию Своему, и понятно, что в сердце Адама была благодать Святого Духа. Но после грехопадения произошел страшный перевертыш, революция, когда сердце человека стало захвачено злом и духом сатаны. Каждый человек, рожденный после грехопадения, становится пленником. Мы рождаемся в плену, когда наследие Адама переходит на нас самих.

Первое, что отличает человека крещеного от некрещеного, это то, что в сердце некрещеного находится сатана (как бы это грубо ни звучало). Сердце человека (это центр, там находится дух) захвачено, оно в плену сатаны. Это страшное состояние. Почему люди делают столько зла, греха, безобразия? Потому, что это выражение плена. Я поставлю над рисунком, изображающим некрещеного человека, букву «с» – плен сатаны.

 

Мы скажем, что крещеные люди тоже грешат, делают страшнейшие вещи. Но во время крещения происходит очень важное действие. Я думаю, тот, кто наблюдал таинство Крещения, изучал эту тему или помнит свое крещение, помнит такой момент, когда священник предлагает крещаемому повернуться на запад (западная сторона символизирует силы зла) и отречься от сатаны. Священник говорит: «Отрекаешься от сатаны?» И человек говорит: «Отрекаюсь». Этот вопрос задается трижды. Почему трижды? Чтобы человек прочувствовал свое решение по-настоящему: это его свободное решение, а не повторение за священником.

Потом священник говорит: «Дунь и плюнь на него (на сатану)». Человек символически дует и плюет на сатану и тем самым отрекается от него. Когда человек погружается в воды крещения, то происходит самое удивительное – человек освобождается от плена. Куда девается сатана? Он изгоняется из сердца.

 

На первой картинке отношения одни: сатана относится к человеку как хозяин к своему рабу. Можно представить такую картинку: на шее раба находится ошейник и длинная цепочка – куда нужно, туда и приказывает идти этот господин.

Что происходит в случае крещения? Сатана изгоняется из сердца. Он никуда не делся, находится здесь, в этом же мире, где мы обитаем, продолжает искушать человека, но это уже не отношения хозяина и раба. Он продолжает воздействовать, но воздействует уже не изнутри, а снаружи.

 

Как воздействует? Мы много раз обсуждали эту тему. Через помыслы, чувства. Но это отношения противоборствующих сторон. Очень важно понимать, что в крещении человек получает освобождение. При верности Христу, борьбе со страстями, сохранении веры человек, живя опытом Церкви, святоотеческим опытом борьбы со страстями, человек может это воздействие уменьшить и научиться бороться с помощью Христа с этим противником.

Понятно, что оба эти человека грешат: и крещеный, и некрещеный. Но они грешат немного по-разному. Некрещеный человек не может не грешить, а крещеный может не грешить, если захочет, может бороться и призывать Христа себе в помощь.

Второе, что отличает этих двух людей, наличие первородного греха (как у каждого рожденного).

 

Это важная тема. Откуда взялся первородный грех? Опять мы должны вспомнить Адама. Каким его сотворил Господь? Адама Господь сотворил по отношению к нам человеком совершенным. В его душе было множество добродетелей. И эти добродетели – не просто добрые дела: пошел и сделал. Их можно сравнить, например, с ядерным реактором, аккумуляторной батареей. Это такая сила, которая человека двигает жить по этим установкам, ценностям, преодолевать трудности, расти дальше. То есть это то, что дает силу.

После того как Адам согрешил (мы с вами рассмотрим более подробно эту трагедию, а сейчас обозначим крупными мазками), добродетели, заложенные Богом в Адаме, силы, двигатели испортились. Они работают, дают силу, но сила оказывается неправильная. Все, что было в Адаме положительного, изменилось на отрицательное. В душе Адама стали появляться страсти, о которых мы с вами говорим в нашей передаче.

Откуда появились эти страсти? Их же не Бог дал Адаму. Бог не делает никакого греха, не желает никакого зла. Откуда тогда это все взялось? То, что было заложено, изменилось и продолжает выдавать силу, толкать душу человека на грех, на погибель. Что с человеком происходит после первородного греха? Господь же предупреждал Адама: смертью умрешь, не делай этого греха, не направляй неправильно свою свободу. Но человек предал Бога, и в его существо входит зло, сатана (он становится пленником), страдания, болезни, смерть – последствия первородного греха.  

Но самое страшное, что существо человека отравилось, он становится отравленным. Мы можем сказать: «А как же так? Адам согрешил сколько-то лет назад, а мы при чем здесь? Мы родились уже в другом мире». Все правильно, мы родились в другом мире, но думать, что мы не причастны к этому событию, неправильно.

В чем причастность? Это не мы делали. Но наивно думать, что если бы мы оказались на месте Адама, то поступили бы по-другому. Уж если совершенный Адам ошибся, мы-то, грешники, тем более... В чем мы являемся наследниками? Когда происходит зачатие человека, мужская и женская клеточки соединяются, откуда берется душа человека? Она творится Богом.

Душа похожа по своим качествам на отца или на мать, наследует качества отца и матери, вкладываются таланты, которые потом человек должен реализовывать в своей жизни. Все особенности личности человека туда вкладываются. Это уже живое существо. Поэтому Церковь и говорит о трагедии абортов, ведь это не просто плод (так говорят о картошке или яблоке), а человек. Эти соединившиеся клеточки – уже живой человек, у него живая бессмертная душа, хотя ему может быть всего несколько секунд жизни.

Когда Господь творит живой мир, Он говорит так: подобное рождает подобное. Поэтому мы должны критически относиться к теории эволюции. Мы верим в другое. Кто-то верит в животное происхождение, а мы верим в Божественное происхождение.

Господь так сотворил мир, что подобное рождает подобное. Это касается как биологической (телесной) жизни человека, так и духовной. Господь сотворил Адама таким (со всеми добродетелями, способностями, качествами его души), какими должны были рождаться дети Адама. Все мы были запланированы Богом. Мы не случайно здесь появляемся, мы все должны были жить в раю, но не получилось.

Каждый ребеночек, который рождается на земле в течение тысяч лет после жизни Адама, копирует его. Мы все копируем его особенности. Если бы мы жили в раю, мы бы наследовали от него качества святости, добродетелей. Да, личности разные, но качества, способности одинаковые.

Но люди начинают рождаться после грехопадения. Мы наследуем качества Адама уже согрешившего, уже пропитанного ядом греха, смерти, страдающего, страстного. Соответственно, каждый ребеночек, который рождается на земле, копирует эти самые качества Адама.

Первородный грех передается из поколения в поколение не фактом самого рождения, а именно тем, что при зачатии мы передаем этот грех нашим детям. Человечество из поколения в поколение транслирует первородный грех. Поэтому каждый человек, который родился на земле (не важно, в христианской семье или нет), копирует не только папу и маму, но и Адама. Получается, что мы все заражены первородным грехом.

Что такое первородный грех в его качестве? Это значит, что в каждом новорожденном младенце полный комплект искаженных добродетелей, которые стали страстями. Нужно только время, возраст, чтобы это стало проявляться. Думаю, внимательные родители скажут, что уже у младенцев много чего проявляется: гордыня, капризы, хитрость. 

Первородный грех – это не юридическая ответственность за грехопадение Адама, а, как говорит святитель Игнатий, яд греха, смерти, который передается из поколения в поколение. Что происходит в крещении? Происходит очищение первородного греха.

 

Это важно, братья и сестры, обратите на это внимание. Мы говорим, что страсть – это такой ядерный реактор, который заставляет несчастного человека грешить. Хочет он того или не хочет, но он все равно будет пленником, он все равно раб, его надо выкупать. Выкуп – это то, что Господь сделал на Кресте. И от этого раба сатаны зависит, захочет ли он освободиться от рабства. В крещении очищается, омывается этот первородный грех. Да, мы остаемся здесь, на земле, продолжаем страдать, мучиться, умираем, грешим, к сожалению, но истоки этого греха уже другие.

Если крестится взрослый человек, то в голове у него флешка не поменяется, ее невозможно обнулить, стереть. У него остаются в памяти грехи, особенно если он не научен и не знает, как жить по-христиански. Он крестится, происходит этот рубеж крещения, сатана изгоняется по совершении таинства. Сатана с утроенной силой будет нападать на этого человека, а он не знает, как жить. Он на несколько часов стал чистым и святым, но потом все возвращается. Он же помнит грехи, любит их, будет их делать. А раз будет их делать, то все будет возвращаться, он снова будет взращивать в себе страсти.

Отмечаю, братья и сестры, очень важный момент. Когда христиане говорят, что невозможно бороться с грехами, никак этого не сделать, это неправда, ложь. Сатана не дает нам осознать, что в крещении мы получили возможность избавляться от страстей, если захотим и будем бороться против них.

По поводу греха я подготовил несколько картинок. На первой картинке красивый сад – это образ души Адама до грехопадения. На другой картинке – сад после грехопадения, где все выгорело. У этого несчастного человечка в душе такая картинка. Искаженные добродетели горят огнем, заставляют его делать то, что он не хочет. Что делает крещение? Крещение не восстанавливает первую картинку, братья и сестры. В крещении происходит другое действие.

Смотрим на третью картинку и видим бульдозер, расчищенную площадку. Что такое очищение? Очищение не означает восстановления того, что было. Господь, как бульдозер, очищает этот гнилой, сожженный сад, рассадник плесени, крыс, мышей и тараканов – наших страстей – и подготавливает место для того, чтобы воссоздать этот дом и сад.

Каждый православный христианин, если будет соблюдать веру, учиться бороться со страстями, каяться, участвовать в жизни Церкви, таинствах, сможет бороться со страстями. Это заложено в крещении. В крещении омывается первородный грех и, соответственно, действие этих страстей качественно становится другим. Я еще раз напоминаю: это уже не наглое действие, а борьба. Борьба всегда предполагает возможность победы, а это очень важно.

Что еще есть у взрослого человека? Личные грехи.

 

Что происходит с личными грехами в крещении? В Символе веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Первородный грех и личные грехи очищаются, прощаются. Это очень важно, особенно если крестятся взрослые люди.

 

В крещении мы получаем прощение и можем не повторять тех страшных ошибок, которые мы с вами делали. Крещение состоит из двух таинств: отречения от сатаны, погружения в святую воду и миропомазания. Что мы получаем в таинстве Миропомазания? Благодать Святого Духа. Как это понять? Учение Церкви нам говорит, что в миропомазании мы получаем зачатки добродетелей – дары Святого Духа.

 

В чем проявляются дары Святого Духа? В том, что, оказывается, братья и сестры, на этой стройплощадке появляются стройматериалы. У меня есть картинка, на которой нарисован строящийся дом с материалами. Нам привезли кирпичи, у нас есть чертежи – учение Церкви, Евангелие, таинства, учение, как строить свою душу, бороться со страстями, жить по-христиански. Вот что мы приобретаем в крещении. Это очень много. Таинство Миропомазания дает нам возможность построить этот дом.

В крещении каждый православный христианин получил возможность жить по-другому: если он этого захочет, будет пытаться быть воздержанным, целомудренным, смиренным, учиться любви к ближнему. Мы все это получили, но в виде зерен, кирпичиков, которые нужно строить. Они в достатке у каждого, только наше неверие, незнание, кривоверие или нежелание дает такие плоды, что эта стройплощадка как была такой, так всю жизнь такой и остается. И нам потом говорят: «Чем крещеный от некрещеного отличается?» Да ничем, он такой же грешник. Только мы получили все дары, но не трудимся над собой.

Нужно ли крещение для спасения? Для спасения крещение человеку просто необходимо. Господь в Евангелии сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Поэтому все другие мнения, кроме этого мнения Господа, мнения Церкви, ложные и неправильные. Крещение для спасения необходимо.

Спасибо, братья и сестры, за внимание. Если у вас будет желание, пишите, нужно ли вернуть старый формат передачи.  Мне очень важно ваше мнение. Помоги вам Господь, братья и сестры.

 

Беседа 2. Истина и религия

15 мая 2020 г.

Смотреть видео.

Слушать аудио.

 Рад приветствовать вас на передаче «Страсти и борьба с ними» на телеканале «Союз». Мы начинаем новый цикл огласительных бесед, обсуждение вопросов основ веры. Напомню, для чего это нужно: чтобы правильно выстроить работу по борьбе со страстями. Есть святоотеческое учение о том, что правильная жизнь выстраивается вследствие правильной веры. Поэтому нам нужно будет в этом цикле передач обсудить достаточно животрепещущие вопросы, которые встречаются в практике оглашения на приходе (в моей приходской работе). Думаю, что вы их тоже встречаете.

Наш новый цикл будет проходить в таком формате: я буду стоять у доски, записывать основные моменты, показывать картинки. В прошлой передаче я просил вас отозваться, подходит ли такой формат, нравится или не нравится. Пришли отклики, что многим это понравилось. Благодарю вас, братья и сестры, за то, что вы смотрите передачу. Это поддержка для меня лично, дает силы снова что-то для вас делать.

Итак, у нас с вами сегодня огласительные беседы, передача вторая.  Я написал на доске нашу общую тему: «Истина и религия». Вопрос далеко не праздный. Понимаю, что для православного христианина, воцерковленного человека, это вопрос однозначно решенный. Но мы живем в таком мире, где подвержены разным потокам информации, которые не всегда содержат истину и даже не всегда содержат правду. В наш ум могут легко закрасться ложные мысли и ложные идеи относительно истины и религии. Поэтому давайте рассмотрим эти вопросы так, как если бы мы разговаривали с человеком, еще только приходящим к вере.

Такие вопросы я встречал у людей, которые уже давно находятся в вере, но для себя их почему-то не решили. В огласительных беседах на приходе мы задаем такой вопрос: у нас один Бог Творец или их много? Казалось бы, вопрос наивный, странный. Но практика современной жизни показывает, что он далеко не наивный и не странный, потому что если мы не задумываемся над этим вопросом, то у человека может возникнуть ряд неправильных логических выводов.

Допустим, человек предполагает, что Бог один. И это правильно, это истинная идея, истинное слово – так и есть, Бог Творец один, нет отдельного творца для арабов, русских, индусов, китайцев, японцев. Мы верим, что Господь Творец один. Но дальше часто делаются странные выводы.

Но в нашем информационном пространстве легко можно обнаружить наличие неоязычников, традиционных язычников (они до сих пор сохранились у народов, живущих в своей традиционной культуре), которые считают, что богов много.

Когда на огласительных беседах этот вопрос обсуждаешь, то попадаются (редко, но попадаются) люди, которые пришли к тому, чтобы изучать основы веры, но у них в голове такой винегрет, что богов много. Мы им говорим, что это не так, Бог один, это истина.

 

Мы все с этим согласны, но возникает очень странная, кривая логическая посылка – она появилась не сейчас. Мы знаем, что религий достаточно много. С точки зрения светского религиоведения есть три мировые религии: христианство (сейчас не будем его подробно разбирать – в нем есть разные течения), ислам и буддизм.

Почему они так называются? Потому, что большое количество людей, населяющих земной шар, практикует эти религии. Есть религии национальные – такие, как иудаизм. И есть религии, не исчисляющие количество людей, которые эти религии исповедуют. Есть национальные религии в виде язычества и так далее.

Что мы с вами имеем? Истину: один Бог Творец. Как эту идею совместить с идеей, что религий много? Какая здесь посылка? Значит, один Бог – и религии якобы равны.

Есть такая картинка

Она не про это, я ее взял в Интернете. Вот есть гора, на вершине находится Господь один для всех, и разные религии – это разные люди, которые с разных сторон эту гору осваивают, ползут наверх и каким-то образом верха достигают. Эта идея ложная, неправильная.