25 октября 2018 г. исполняется 9 дней с дня страшной трагедии в Керчи. В храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга в 15:45 пройдет панихида по погибшим студентам и преподавателям Керченского политехнического колледжа.
Напомним, что 17 октября студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков открыл стрельбу и устроил взрыв в учебном заведении. Жертвами трагедии стали 20 человек, пострадали не менее 73, нападавший покончил с собой.
Своим мнением по поводу случившегося в Керчи поделились священник Богородице-Владимирского храма иерей Валерий Мартьянов и директор Детского просветительского центра Богородице-Владимирского храма, руководитель отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии Алексей Леонидович Соловьев.
Комментарий иерея Валерия Мартьянова
В православном вероучении некоторым датам после смерти человека по откровению Божию предается особое значение. Так в 3-й день, при усиленной церковной молитве (отпевание), православного человека провожают в трудный путь прохождения частного посмертного суда души усопшего (мытарства). В 9-й день, после того, как душе были показаны райские обители, по повелению Господню ей предстоит пройти по всем уровням ада. На 40-й день Господь определяет участь судимой души до Своего второго пришествия, всеобщего воскресения и окончательного Страшного суда.
Поэтому в православных храмах в эти дни совершаются особые поминовения душ усопших православных христиан, нуждающихся в усиленной молитвенной помощи и утешении. Так и в нашем храме прихожане не могут оставаться равнодушными к судьбам внезапно и трагически погибших молодых людей и их преподавателей в Керченском колледже и собираются в храме для их молитвенного поминовения.
И конечно, как и у всех людей, у нас тоже возникает вопрос в таких ситуациях – как такое могло произойти? И вот здесь начинается расслоение мнений между православными верующими, не православными или совсем неверующими людьми.
Обращаясь к христианам, святой апостол Павел призывает размышлять о всем с духовной точки зрения: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8: 5, 6).
Рассуждения духовные приводят человека к осознанию корня проблемы, ее истинной причины. Рассуждения мирские (плотские) приводят к выводам ложным, за которыми следуют, как правило, какие-то временные, поверхностные, ложно успокаивающие меры. Сколько уже раз в нашей жизни мы были свидетелями страшных трагедий с невинно погибшими людьми, в том числе с детьми. Сколько применялось различных мер на разных уровнях для «недопущения впредь», «наказания виновных» и т.д. Но как же быстро для обывателя, общества и властей эти все трагедии забываются. До прихода очередной… Только в сердцах наиболее близких к погибшим людей трагедия остается надолго, может быть, до конца жизни.
Вот снова пройдет полоса всесторонних проверок мер обеспечения безопасности в учебных учреждениях, что-то, может, и улучшат, усовершенствуют, реорганизуют… Но разве это оградит от следующей трагедии?
Среди принимаемых мер мы не найдем даже намека и тем более призыва к духовному пробуждению народа. Ибо основная причина всех страданий вообще и подобных керченской трагедии в частности – духовная смерть людей. Ведь ясно же видно (опять же, пытаясь рассуждать духовно) что творилось в душе молодого керченского убийцы Владислава Рослякова. Даже на его одежде было черными буквами по белому отражено его внутреннее состояние – «ненависть». Ненависть – это состояние, противоположное любви. Это состояние росло с детства вместе самим Владиславом. А почему? Потому-что: 1) была соответствующая почва и 2) были засеяны соответствующие семена. Почва – это сердце человека, в которой в течение жизни засеваются и возрастают семена, приносящие плоды, соответственно роду семени – худые или добрые. Почва – это семья, в которой рождается и возрастает человек. Почва – это наследственные качества, передаваемые из поколения в поколение.
Семена – это та информация, те примеры (соблазны) окружающей среды (прежде всего родителей), которые попадают в эту почву сердца человека. И надо понимать, что этот молодой убийца с детства рос, скорее всего, в обстановке ненависти. В обстановке отсутствия любви в семье, что подтверждается даже скупыми фактами из открытых источников. Как любое растение, вид и качество которого зависит от рода семени и состояния почвы. Кстати, в ближайшее воскресенье на литургии во всех православных храмах будет читаться евангельский отрывок с притчей о Сеятеле и семенах (Лк. 8: 5-15), которое Господь как бы специально нам предлагает после случившегося для духовного размышления. Так вот, ни в каких обзорных и аналитических материалах СМИ, ни в каких официальных комментариях не найти выводов или хотя бы предположений об истинной (духовной) причине трагедии.
В подобных трагедиях неверующие или формально – поверхностно верующие люди, как правило, задаются вопросами: «куда смотрел ваш Бог?» Или: «как Он мог такое допустить?» Или: «за что страдают невинные люди, особенно молодые и дети?» Некоторые ожесточаются, затаивают глубокую обиду на весь мир и на Бога. Хотя есть и такие, для кого беда становится началом новой жизни, началом пути к вере, к Богу.
Часто и верующие православные впадают в недоумение и смущение после подобных событий. Рассуждая поверхностно, можно было бы предположить, что погибшие были грешниками и их постигла кара Божия. Однако, среди них, как мы теперь знаем, были и глубоко верующие воцерковленные православные христиане. Такое суждение церковью никогда не принималось. Православные всегда понимали, что действует благой промысел Божий по спасению рода человеческого, который не всегда открывает нам полностью всего происходящего. И нам остается только доверять Ему.
Однако, у нас, православных, есть Священное Писание, которое дает ответы на большинство жизненных вопросов в том объеме, который необходим для нашего спасения. И вот мы можем обратиться, например, к Евангелию от Луки, где в 13 главе Господь говорит, как раз о примерах подобных трагедий и учит нас правильно относиться к ним:
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 1-9
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.
Из этого евангельского чтения мы видим, что происходящие в мире и рядом с нами ужасные трагедии – это напоминание нам всем о нашем истинном духовном состоянии, это призыв Божий к покаянию, исправлению жизни, ко спасению души в вечности. Это промысел Божий и о каждом отдельном погибшем человеке. Все это подтверждается толкованиями святых отцов и учителей Церкви:
Толкователь Аверкий (Таушев), архиеп.
Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Иисус Христос объяснил, что эту насильственную смерть в таком святом месте нельзя объяснить тем, что это Галилеяне были грешнее всех прочих: поэтому не следует думать, что не пострадавшие таким образом праведнее пострадавших – тех, кого Господь не наказывает столь суровым образом. Он только долготерпит, ожидая их покаяния.
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Смысл слов Господа такой: вы – такие же грешники, как и те, и поэтому так же погибнете, если не раскаетесь. Над теми суд Божий уже совершился, а над вами еще совершится так или иначе, «если не покаетесь».
Толкователь Евфимий Зигабен
Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
… Мы учимся отсюда тому, что гибель части наших братьев – это свидетельство гнева Божьего на всех, произошедшее для нашего исправления, по крайней благости Божией, и она наводится на них не только из-за грехов их.
Феофилакт Болгарский, блж.
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что праведны, а напротив, мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше.
Иоанн Златоуст, свт.
Если же кто из считающих себя сведущими станет говорить, что наказываемые терпят несправедливость (потому что они могли бы покаяться), то мы скажем, что, если бы Бог предвидел их раскаяние, то и не наказал бы их. Если Он терпит тех, о которых знает, что они останутся неисправимыми, то тем более тех, о которых бы знал, что они употребят во благо Его долготерпение, пощадил бы в настоящей жизни, чтобы они отсрочкою времени воспользовались для покаяния. Между тем, поражая их ранее, Он и для них облегчает тамошнее наказание, и других вразумляет их наказаниями. А для чего Он это делает не со всеми грешниками? Для того чтобы остающиеся (в живых) вразумились страхом и наказаниями других, и, восхвалив долготерпение Божие и устыдившись Его снисхождения, оставили нечестие. Но они, скажешь, ничего такого не делают? В этом уже виновен не Бог, а беспечность тех, которые не захотели воспользоваться такими пособиями к своему спасению. А чтобы тебе увериться, что для этого Он так поступает, послушай. Смешал некогда Пилат кровь галилеян с кровью жертв, о чем некоторые, пришедши, возвестили Христу; Он же сказал: "думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13:2-3). Еще другие восемнадцать погибли под развалинами некоторой башни; и о них Он сказал то же (Лк. 13:45). Словами: "думаете ли вы, что эти были грешнее всех; нет, говорю вам", Он выразил, что и оставшиеся в живых подлежали тому же; а словами: "если не покаетесь, все так же погибнете", показал, что и тем Бог попустил пострадать для того, чтобы оставшиеся в живых, устрашившись случившегося с другими и покаявшись, сделались наследниками царствия. Что же, скажешь, другой наказывается для того, чтобы я сделался лучше? Не для этого он наказывается, а за свой грех; но кроме того для внимательных он становится средством к спасению, страхом случившегося с ним делая их более исправными. Так поступают и господа: часто, наказав одного слугу, они страхом делают других более благоразумными. Итак, когда увидишь, что некоторые или погибли при кораблекрушении, или задавлены зданием, или истреблены пожаром, или потонули в реке, или другим какимнибудь насильственным образом окончили жизнь, между тем как другие, грешившие подобно им или еще хуже, ничего такого не потерпели, не смущайся и не говори: почему согрешившие одинаково не пострадали одинаково? Но рассуждай так, что Бог одному попустил быть убитым и задавленным, чтобы облегчить ему тамошнее наказание, или и совсем освободить от него; а другому не попустил потерпеть ничего такого, чтобы он, вразумившись наказанием первого, сделался благонравнее; если же он будет оставаться в тех же грехах, то, по собственной своей беспечности, навлечет на себя неизменное наказание, и Бог не будет виною этого невыносимого мучения. Опять, если увидишь, что праведник скорбит или терпит все вышесказанное, не падай духом: эти бедствия служат ему к получению светлейших венцов. И вообще всякое наказание, если оно постигает грешников, облегчает тяжесть грехов, а если праведников, то делает душу их более светлою; и для тех и других бывает величайшая польза от скорби, только бы мы переносили ее с благодарностью; ибо это и требуется от нас.
Феофилакт Болгарский, блж.
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел…
… Согласно с ходом речи приводит притчу сию. … Под смоковницей можно разуметь … все человечество: под домовладыкой – Бога Отца; под виноградарем – Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить наш виноградник. … Каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире.
И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
… Бог приходит искать плода, и, если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Говорится, что домохозяин приходил к смоковнице по три года, может быть, потому, что нам даны три Закона, через кои Господь к нам приходит, именно: естественный, Моисеев и духовный. Нам следовало приносить плод и при руководстве естественного закона, ибо природа сама по себе научает должному. Но поскольку Господь нашел естественный закон бездейственным в нас, то в помощь естественному Он дал Моисеев Закон. Когда же и сей оказался бесполезным по нашему нерадению, Он дал Закон духовный. Итак, чьей души не улучшат эти три закона, кто не может улучшиться, несмотря на долголетие и человеколюбие, тот уже не оставляется на дальнейшее время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками. … Разумей, пожалуй, под тремя годами и три состояния возрастов: отрочество, или юность, которая считается до восемнадцати лет, мужество и состояние тех, кои начинают уже седеть.
И уместнее было бы нам спрашивать после очередной трагедии не о том, почему это произошло с кем-то и сейчас? А почему этого не происходит ежедневно, везде и с нами конкретно? Евангелие ответит нам: потому что еще действует великое долготерпение Господа, хотящего всем человекам спастись. Он старается каждого человека, как евангельскую смоковницу, еще окопать, удобрить… Еще продлить её жизнь, не предать посечению и огню, хотя бы еще на год. Может принесет ожидаемые плоды?
А пока нам необходимо молиться о тех, кто промыслом Божиим уже изъят из этой временной жизни на суд. Они уже не могут сами ничего изменить и нуждаются в нашей молитвенной помощи, которую благий Господь, принимает от Своей земной Церкви и может по этим молитвам смягчить участь новопреставленных.
Комментарий директора ДПЦ Богородице-Владимирского храма, руководителя отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии Алексея Леонидовича Соловьева
Не обладая полной информацией о картине происшедшего и о мотивации молодого человека, исходя из дошедших до нас обрывочных сведений, можно сделать предположение, что убийца был безотцовщиной (отец жил от него отдельно), замкнутым, нелюдимым геймером, который провел большую часть своей жизни в виртуальном мире стрелялок. Судя по его странице в соцсетях, мировоззренчески он был почти пуст и неуловим: политика, проблема российско-украинских отношений, я уж не говорю о каких-то духовных исканиях, прошли мимо него. Но зато было желание совершить, говоря языком Фаины Раневской, «плевок в вечность», стать «великим» и умереть молодым. Что стало в его мировосприятии воплощением величия, мы все увидели 17 октября. Произошла очередная констатация факта о том, к чему приводит отсутствие хоть какого-нибудь воспитания, основанного на традиционных духовно-нравственных семейных ценностях. Мы видим реализацию жизненного пути нового поколения, лишенного понятия совести, понятия смысла жизни в привычном для любого нормального общества понимании. Человек жил явно одним днем, жил в себе, в полном отрыве от традиционных понятий добра и зла.
Теперь о том, что нам всем надо делать для того, чтобы сократить количество подобных, идущих с Запада, случаев? Помимо усиления охраны, надо думать о главном: о катастрофическом разрыве между властью, обществом и Церковью, о практически полном отсутствии воспитания молодого человека на основе традиционных ценностей, о тотальной пропаганде антисемейных ценностей, да много еще о чем. Мы все больше и больше отходим от Христа, не живем и не знаем, как жить по заповедям, становимся постхристианским обществом. Подобные дикие случаи попускаются Господом для того, чтобы люди остановились и задумались о том, до чего мы дошли и как жить дальше, чтобы общество встрепенулось. И чтобы каждый на своем месте, и прежде всего мы, родители и педагоги, напомнили сами себе о нашей ответственности за профилактику борьбы с экстремизмом в любом его проявлении: политическом, социальном, национальном, религиозном. «Будьте не мертвые, но живые души», – писал в свое время Н.В. Гоголь.
Приведу также слова главного специалиста управления по межнациональным отношениям департамента внутренней политики губернатора Свердловской области и правительства Свердловской области, кандидата философских наук, полковника полиции в отставке Павла Евгеньевича Суслонова, который на окружном семинаре «Организация работы в сфере патриотического воспитания и профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде», прошедшем в Ирбитском гуманитарном колледже, сказал: «Абсолютно бесполезно и даже вредно беседовать с подростком о том, что экстремизм – это плохо. В беседе с подростками нельзя произносить слово «экстремизм», потому что оно привлекает их внимание к подобным течениям и субкультурам. Поэтому есть две модели профилактики экстремизма. Первая модель: подростка надо предельно занять, загрузить какой-то учебной или внеучебной деятельностью. Это модель когда-то работала, но сейчас она явно недостаточна, потому что существует открытое информационное пространство, в котором часто какие-то вещи могут быть более интересными, чем предлагает школа. Поэтому более эффективна другая модель: целенаправленная деятельность по переключению деструктивной энергии подростка с экстремизма на позитивное направление: участие в военно-патриотических клубах, поисковых отрядах, казачьем движении, которые эту энергию, воинственность, естественную потребность подростка проявить себя на поле боя трансформируют в позитивное русло».
А еще эта трагедия говорит о том, кто является кумиром, героем и образцом для подражания в те или иные исторические эпохи. В христианском государстве ими были Христос и святые, в советском – Ленин и стахановцы, после войны – генерал Карбышев, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов. Кто сейчас? Бузова, «гламурный подонок» Паша Воля, или... Или американские стрелки-подростки и молодые люди, отстреливающие учителей, одноклассников и однокурсников. Самое страшное, если, глядя на этот случай, будут созданы очередные группы смерти, призывающие брать пример с керченского стрелка. И если кто-то возьмет и продолжит его «славное» дело, как делали это народовольцы и эсеры в конце XIX -начале ХХ века. А такая вероятность, к сожалению, существует. Поэтому будем бдительны. И духовно сосредоточенны.