Предлагаем вниманию читателя новую книгу из серии «Старец Паисий Святогорец. Слова». Это уже 6-й том в серии и посвящён он молитве. Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва — дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны. Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости. Искусством этим Старец Паисий владел в совершенстве. В настоящей книге в сохранившихся выдержках из бесед с монахами и мирянами собраны крупицы бесценного духовного опыта Старца.
Афонский Старец Паисий давно известен православному народу России. Напомним, что будущий Святогорец (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Малой Азии, в Каппадокии, в селении Фарасы в семье, где было ещё девять детей. Крестил будущего монаха, нарёк в крещении своим именем и предрёк его постриг святой Арсений Каппадокийский († 1924, пам. 10 ноября).
Из Каппадокии семья Эзнепидисов в 1924 году переселилась в Грецию. В 1945 году Арсений был призван в армию. В Греции в это время шла гражданская война (1944-1948). На все самые опасные задания Арсений всегда шёл первым, не боясь подвергать свою жизнь опасности, когда речь шла о спасении ближнего. Первый раз на Афоне Арсений побывал в 1950 году, а уже в 1954 году он принимает рясофорный постриг в афонском монастыре Есфигмен и, спустя два года, в монастыре Филофей его постригают в малую схиму с именем Паисий.
Два года, с 1962 по 1964-й, монах Паисий подвизается на Синае и вновь возвращается на Афон. В 1979 году он поселяется неподалёку от афонской «столицы» Карей в келье Рождества Пресвятой Богородицы «Панагуда», где Старца во множестве навещают люди. С восхода солнца и до самого вечера он принимает приходящих, утешает, прогоняет уныние, наполняя души любовью, верой и надеждой, а по ночам читает письма и молится Богу о страждущих.
В 1988 году здоровье старца резко ухудшилось, ему было сделано несколько операций, последняя — в феврале 1994 года длилась пять часов. 12 июля 1994 года в одиннадцать часов дня Старец Паисий отошёл ко Господу. Честные останки его почивают в Иоанно-Богословском монастыре в Суроти (окрестности Салоник) - в обители, некогда основанной по благословению Старца Паисия, где он же был духовником всех её насельниц. Старец немало беседовал со своими духовными чадами, поддерживая и назидая; записи этих бесед легли в основу настоящего издания.
Чада называют своего духовника «геронда», что в переводе на русский означает «старец». В наставлениях Старца Паисия очень часто встречается такое понятие как любочестие. В современном русском языке это понятие не в ходу, оно существовало в славянском языке. Любочестие в употребляемом здесь Святогорцем смысле — это и ревность, и духовное благородство, и жертвенность, и прямота, и искренность перед самим собой и перед Богом, — всё вместе и одновременно. Подробнее об этом понемногу говорится в предыдущих томах «Слов» Старца.
Главная цель, к которой идёт человек, это соединение с Богом - обожение, чему всячески препятствует враг человеческого рода диавол. Сатана настолько гнусен, что Старец избегает произносить даже само его имя, называя «тангалашка» (от турецкого dangalak — недалёкий, необразованный, некультурный, неразвитый, грубый, невоспитанный, невежда, слабоумный, тупой).
Для соединения с Богом требуется изменение ума, изменение образа мысли. Человек духовный следует иной логике, которая для людей мира сего часто непонятна. Это и есть то священное безумие, о котором говорит и к которому призывает Старец Паисий. Соединение с Богом — это не внешняя формальная связь, это связь без условностей, когда душа человека горит, это связь любви, когда человек забывает себя и живёт только желанием и жаждой любимого.
Мы надеемся, что давно ожидаемое издание шестого тома «Слов» Старца Паисия на русском языке несомненно станет вкладом в сокровищницу духовной мудрости и послужит духовной пользе читателей наряду с прежними изданиями предыдущих пяти томов мудрых суждений святогорского подвижника.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
ГЛАВА 1
Молитва есть разговор с Богом
ГЛАВА 2
Потребность молитвы
ГЛАВА 3
Чтобы Бог слышал нас
ГЛАВА 4
Подготовка к общению с Богом
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ПОДВИГ МОЛИТВЫ
ГЛАВА 1
Трудности в молитве
ГЛАВА 2
Диавол воюет с молящимся
ГЛАВА 3
Чтобы сердце согрелось в молитве
ГЛАВА 4
«Приидите поклонимся...»
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
ХОДАТАИ ПЕРЕД БОГОМ И НАШИ ЗАЩИТНИКИ: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, АНГЕЛЫ И СВЯТЫЕ
ГЛАВА 1
Божия Матерь, наша нежная Мать
ГЛАВА 2
Ангел-хранитель
ГЛАВА 3
Святые — любимые дети Божий
ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ
«ПРОСИТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ»
ГЛАВА 1
Молитва о самих себе
ГЛАВА 2
Молитва о других
ГЛАВА 3
Молитва об усопших
ГЛАВА 4
Псалтирь — гроза диавола
ПЯТАЯ ЧАСТЬ
МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
ГЛАВА 1
Сила молитвы
ГЛАВА 2
Молитвенное делание
ГЛАВА 3
Делание ума
ГЛАВА 4
Соработничество ума и сердца
ШЕСТАЯ ЧАСТЬ
БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ
ГЛАВА 1
Периоды церковного года
ГЛАВА 2
Общая молитва
ГЛАВА 3
Участие в Таинстве божественной евхаристии
ГЛАВА 4
«Пойте Богу нашему, пойте»
СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ
СОСТОЯНИЕ СЛАВОСЛОВИЯ
ГЛАВА 1
Славословие Бога
ГЛАВА 2
Область славословия
ГЛАВА 3
Дары Божий
ПРИЛОЖЕНИЕ
Псалтирь святого Арсения
Молитва с Псалтирью святого Арсения
УКАЗАТЕЛИ
I. Указатель цитат из Священного Писания
II. Указатель цитат из творений святых отцов
IIΙ. Указатель цитат из богослужебных текстов
IV. Предметный указатель
Список фотографий