ВОПРОС:
Помогите, пожалуйста, разобраться! Недавно обсуждали со знакомой тему денег, в частности долгов: она часто дает в долг и практически всегда ей их не возвращают, а она стесняется спросить. Я сказала ей, что нет греха, если она будет спрашивать про долг. Мне кажется, что молчанием мы потакаем греху другого человека, соглашаемся с грехом, и что абсолютное бездействие в данном случае – проявление нашей слабости (боимся сказать, вдруг это вызовет неприятную реакцию). А она мне ответила притчей из Евангелие о прощении должника царем, ссылалась на Святых Отцов, утверждавших, что давая в долг надо уже заранее прощать его «невозврат». С тем, что рассчитывать особо не стоит на возврат, и что должникам надо прощать – я согласна, тем более что сами не всегда бываем так щепетильны к своим долгам, но не понимаю, почему спрашивать не надо, какой в этом грех?
Или, например, если в моем присутствии ни за что оскорбляют человека, разве будет грех, если я встану на его защиту (конечно, здесь будет важна форма, как я это сделаю)? Или, если мои коллеги по работе, не выполняют часть работы, от которой зависит и моя зарплата, разве я не могу поднять этот вопрос с руководством – или это непременно будет считаться «разборками».
Или, если я сделаю замечание своей однокурснице, что она мне мешает разговорами во время лекций, я плохо поступлю? Ведь я с ней учусь – значит, она мне «ближний», но если я ей скажу об этом, это же не значит «что я с ней обошлась, как со Христом»? Если посмотреть на эти вещи, скажем, с точки зрения человеческой, то у нас вопросов не возникнет, как действовать, ведь это вполне разумно. Дак вот это «разумно» оно вообще имеет место быть у христиан? Я понимаю, что и разум у нас сильно поврежден, но неужели мы вообще к нему не можем прибегать в таких ситуациях? До каких границ мы можем этим разумом пользоваться? А есть ли вообще в христианстве такое понятие как «непротиводействие» греху другого человека, когда мы можем и должны защищать себя от таких вещей? Заранее спасибо большое за ответ!
ОТВЕТ:
Есть состояние христианского совершенства, а есть состояние новоначалия, когда страсти ещё сильны в человеке, и что бы ни делал человек, они всегда примешиваются, поэтому любое дело бывает не чисто пред Богом.
Например, никогда не спрашивать о возврате долга - это Евангельское совершенство, но бывает, что человек очень богатый может простить и ради земной славы. Также и не богатый может не спрашивать о долге по причине человекоугодия или страха. Поэтому, нужно проверять намерения сердца человека, чтобы сделать правильный вывод о поступке. Помня о своих грехах, очень удобно прощать долги ради прощения своих грехов. Но если страдают дети или кто-то впадает в отчаяние, то нужно просить со смирением, не употребляя угроз и шантажа. Пред просьбой нужно молиться: «Устрой, Господи, так, как Ты хочешь».
Точно также можно просить вежливо (но не делать замечание) шумящим.
Если зарплата зависит от качества работы коллег, то опять нужно просить их трудиться, но не осуждать их и не проклинать, не угрожать. Можно предположить, что это будет не воспринято, тогда остаётся терпеть (друг друга тяготы носите; прощайте и вам простится) или искать другое место работы.
Если кого-то осуждают или злословят за глаза, то нужно вступаться, но не воинственно, а смиренно, выражая своё несогласие. Сказав своё мнение, можно уходить, чтобы не вступить в перепалку.
Покаяние начинается с исправления ума, то есть вместо понятий мирских нужно принять понятия Евангельские, читая толкования отцов, или из бесед с более опытными людьми - хорошо, если рядом окажется священник, готовый тратить время и силы на обучение народа.
По немощи нашей нам разрешается сделать попытку уклонения от трудного искушения, но если оно неминуемо, то принимать и терпеть ради спасения. Также разрешается сказать один раз в своё оправдание, но если объяснение не принято, то терпеть напраслину ради прощения своих грехов.
Участвовать вместе с другими в их грехах никак нельзя. Нельзя и молчаливо одобрять чужие грехи.