X Закрыть меню
МЕНЮ

Новости

Обретение смирения обязательно связано с покаянием

27 апр 2015г.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

Обретение смирения – это действие благодати и оно обязательно связано с покаянием, без этого оно просто не рождается. И в течение всей жизни человек будет видеть свои грехи снова и снова, видеть их сложность, видеть их взаимосвязь между собой, видеть насилие греха над собой, как говорит апостол Павел – «что хочу, не делаю»: казалось бы, ум понимает, как надо поступить, а сердце противится. И все эти наблюдения человека за собой приводят его к такому настроению, что он не надеется на себя, не верит себе, а надеется только на Христа. Так рождается внутри сердца человека истинное смирение, когда ближний уже не раздражает, – когда он не осуждает другого, а находится в мире с ним. Не просто напыжился и молчит, а в его душе действительно мир.

О связи смирения и благодати Божией писали многие из отцов. Так, преподобный Исаак Сирин поясняет, что благодати предшествует смирение. А авва Дорофей в душеполезных поучениях приводит слова одного старца, сказавшего: «Прежде всего, нам необходимо смирение. Ибо ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо другая добродетель не может быть совершена без смирения. Смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Оно привлекает на душу благодать Божию, которая, пришедши, избавляет человека от страстей».

Да, духовное возрождение человека и совершается Божественной благодатью, но она никогда не подавляет человеческой свободы. Только добровольное согласие человека на принятие благодати становится непременным условием того, что она начнет действовать в душе. Сам Спаситель говорит: «Се, стою у двери (имея в виду дверь человеческого сердца) и стучу, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Так и никак иначе происходит спасение человека. Потому преподобный Макарий Великий поясняет, что воля человеческая есть как бы существенное условие для спасения. Если нет воли человеческой – Сам Бог ничего не производит в человеке, хотя и мог бы. Не в таких ли случаях, когда человек противится Богу, говорят, что благодать отступает?

Протоиерей Андрей Канев:
– Если не надеяться на свои собственные наблюдения, а брать писания отцов, отступление действия благодати бывает, если грубо брать, в двух случаях. Когда человек сам отталкивает от себя Бога добровольным деланием грехов, то есть когда он добровольно грешит.

Что такое добровольно грешит? Это когда он осознает, что делает не так, понимает прекрасно, но все равно делает. Не по немощи согрешил, а именно целенаправленно и не кается в этом, в таком случае, конечно, благодать Божия отходит от человека. Опять же, для чего отходит? Для того чтобы человек узнал, увидел, с чем он остается, с кем он остается, какие силы его начинают окружать. И это может человека привести к сокрушению. Пример – всем известная Евангельская притча о блудном сыне: явное произволение на грех, явное желание греха, явные действия, чтобы исполнить грех.

Другое действие отступления благодати – когда Господь в каких-то научительных случаях, забирает у человека благодать, при этом безусловно поддерживает его. Но это бывает только с духовно сильными людьми, чтобы у них появилась крепкая, настоящая ревность ко спасению и движению к Богу, поискам Бога, которого они потеряли. Не из-за грехов, а именно потому, что Господь по-особому их ведет. Мы – слабые люди, и Господь нас ведет под ручку, но бывают еще и крепкие люди, которые ходят сами.

Сегодня мы говорим не о подвижниках веры, о которых Господь промышляет особо и которых особо испытует! Речь идет о нас – слабых, неопытных и мало знающих свою веру людях. И часто (по этой самой неопытности, или по незнанию, или по своеволию) мы сами не допускаем к себе благодать или противимся ей. И она от нас отступает.

«Что имеем – не храним, потерявши – плачем…» Что советуют делать святые отцы? Преподобный Серафим Саровский говорит: «Надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый нами Господь не сыщется и не будет снова с нами Своею благостию...»

А святитель Феофан Затворник пишет, что нередко такая потеря благодати совершается по вполне конкретным причинам, и прямо на них указывает: больше всего нам достается за гнев, неправду, досаждение, осуждение, если возгордимся – и подобное. Преподобный Силуан Афонский об утрате благодати Божией говорит следующее: «Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение».

11 (812) / 18 марта ‘15