X Закрыть меню
МЕНЮ

Новости

Путь покаяния – это путь исправления

23 марта 2015г.

Святитель Феофан пишет, что когда благодать Божия руководствует душу в деле спасения, то зачастую предоставляет ее себе самой, чтобы показать, как она еще далека от совершенства. Такими действиями благодать как бы подталкивает человека постоянно прибегать к Богу, чтобы удостаиваться Его помощи и благоволения. На протяжении всей жизни человеку предстоит бороться с искушениями, преодолевать препятствия, и потому благодатная помощь Божия необходима ему до конца дней. «Трудитесь в делах спасения – всячески трудитесь, – наставляет святитель Феофан, – но упование спасения все в Господе Спасителе полагайте».

И Господь Своих верных тружеников не оставляет. Он дарует им благодать Святого Духа и этим порождает живую, действенную, неутомимую ревность о «жизни по Богу», которая существенно отличается и пламенностью и постоянством от временных вспышек собственного воодушевления человека. И он свою верность Господу свидетельствует тем, что ни в мыслях, ни в чувствах, ни в делах, ни в словах, не допускает ничего такого, что сознает противным Господу. Это, пишет святитель, требует многих трудов.

О том, что для стяжания благодати нужна ревность, святые отцы повторяют неустанно и подразумевают под ревностью не то страстное чувство, которое сжигает человека, а то духовное усердие, с которым подвижник стремится к Богу. Хотя и такое рвение бывает с перекосами, отчего те же отцы говорят уже о «ревности не по разуму».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:

– Ревность к спасению у человека, конечно, должна быть. Но она, как и многое в человеке, может быть неправильной. В житиях святых можно встретить примеры ревности неправильной, когда человек не соизмеряет свои силы, делает подвиги без благословения – это гордостная горячка подделывается под ревность. Ревность о спасении должна основываться на покаянии, послушании Церкви. Человек видит, что он погибающий, и он готов менять свою жизнь, отрекаться от мира, наслаждений, от греха, и делает это так, как учит Церковь в учении святых отцов.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что ревность духовная – это огонь, без которого не может ожить человеческое сердце. Ревность проявляется в том, что человек, услышав зов благодати, немедля приступает к делу спасения, и не обманывает себя тем, что он сначала закончит мирские дела, а уж затем примется за спасение своей души.

Протоиерей Андрей Канев:

– Если человек будет просто сидеть и думать: «Когда-нибудь приду к исправлению жизни, когда-нибудь, может быть, и меня осенит благодать...», то это все лукавство. Если человек уже увидел себя грешником, но не кается и надеется, что когда-то у него появятся какие-то сверхсилы менять свою жизнь, то это уже упущенная возможность исправления жизни – нам никто не гарантирует, что мы будем жить долго. А если завтра умрем? А если послезавтра? Силы этой ревности должны браться из страха Божия, осознания нашей смертности, из нашей веры, что после смерти будет суд над нами, что лично я отвечу за свои дела, и поступки, и слова, и чувства, принятые моим сердцем. Поэтому все это должно двигать человека на исправление. Путь покаяния – это путь исправления. Откуда берутся силы у христианина менять жизнь? Из осознания той грани, на которой ты стоишь, что еще немножко – и конец. К примеру, человек попал в горную реку, он держится за ветку, еще чуть-чуть и его унесет в водопад или в какой-нибудь водоворот, где он погибнет. В этой ситуации он стремится выжить, не обращает внимания на утонувший груз, испорченный костюм: он желает только одного – выжить. Вот такая ревность должна быть у нас.

Ситуации, когда человек «приходит в себя» лишь на самом краю, были и будут всегда. Господь попускает их, видя, что по-иному человек не очнется, не осознает гибельного состояния, в котором он находится и не проявит решимости начать новую жизнь.

№8 (809) / 24 февраля ‘15